Раскол породы немецкая овчарка

pvf6-jwaf74-1
Сегодня шоу-направление немецкой овчарки (shönheitzucht) и рабочее направление (Leistungszucht) настолько далеко разошлись друг от друга, что следует говорить о них если не как о разных породах, то, безо всякого сомнения, о разных породных группах, имеющих серьезнейшие различия в интерьере и экстерьере. В чем основные различия?1. Прежде всего, в качестве нервной системе и ее раскрытии в поведении. Селекция рабочего разведения ставит основной задачей получение качеств, востребованных в практической работе: активности, смелости, упорства, быстроты реакций, работоспособности, способности быстрого выхода из стресса и адаптации. Все эти качества – проявления сильной, подвижной нервной системы с хорошим балансом возбуждения-торможения, а также выраженных инстинктов. Подавляющее большинство собак рабочего разведения обладают вышеперечисленными способностями; собаки, рожденные с недостатками, не имеют практических шансов на дальнейшее разведение. Селекция «шоузухт» с конца 60-х и до сих пор ориентирована на разведение собак с анатомически совершенным корпусом (по поводу анатомического «совершенства» отдельный разговор, см. ниже), ярко окрашенных, эффектно смотрящихся на ринге и в фоторепортажах. Пользовательским качествам и нервной системе уделяется минимум внимания. Требования к нормативу проверки нервной системы с каждым годом неуклонно снижаются, вследствие чего практически ни одна собака «шоу» направления сегодня не способна конкурировать с «ляйстунгзухт» в соревнованиях по рабочим качествам, и в таких мероприятиях выставочные «красавцы» напрочь отсутствуют.

2. Фенотипические различия сегодня достигли такого уровня, что обывателю иногда сложно поверить, что серый среднерослый рабочий «зонарник» с ровной линией спины, высокой постановкой задних конечностей, живым выражением темных глаз и его ярко-чепрачный собрат с тяжелым костяком, горбатой спиной, безжизненно висящим хвостом, который с трудом волочит задние ноги по дорожке ринга (при этом «срывает» национальные и международные чемпионские титулы) – это одна порода. Чтобы понять всю разницу в облике – достаточно взглянуть на фото.

Если более конкретно, различия в следующем:

2.1. У «работяг» гораздо шире набор окрасов: зонарно-серый, зонарно-рыжий, черно-подпалый, черный, глубокий чепрак, иногда зонарно-желтый и классический чепрак. Все эти виды окрасов соответствуют стандарту породы и были широко представлены в общей популяции овчарок до засилья «шоуматоров». У «шоу» в подавляющем большинстве – рыже-чепрачный окрас с той или иной степенью интенсивности. Роль разнообразия окрасов для генетического здоровья породы очень велика. Как установили специалисты, вытеснение серого (природного) окраса из популяции способствует весьма быстрому снижению интенсивности пигментации в целом, т.к. ответственный за зонарно-серый окрас ген одновременно является «усилителем» других типов пигментов. А депигментация тесно связана с нарушениями здоровья и деятельности нервной системы. Причиной абсолютного преобладания чепрачного окраса в шоу-разведении стало последовательное вытеснение из селекции рабочих линий НО сжатие кровной базы племенного ядра шоузухт до трех кровных «супер-линий».

2.2. Рабочие овчарки имеют анатомию, стоящую гораздо ближе к идеалу породы по-Штефаницу и природному типу: спрямленную линию спины, более высокий постанов задних конечностей, средний рост, крепкое, чаще сухое телосложение. Эти анатомические характеристики важны, прежде всего, для работы: низкой утомляемости (в норме рабочая овчарка должна быть способна пробегать в день более 60 км!), быстроты и резкости в атаках, малому травматизму. Шоу-братья в своем «идеале» выродились сегодня в малопривлекательные существа с горбатой спиной, дегенеративными задними конечностями, избыточной массой корпуса, часто рыхлой конституцией. Дисплазия тазобедренного сустава и локтей в шоу-лагере стала повальным явлением. Ни о какой выносливости и возможности использовать таких собак в работе говорить не приходится, их удел – короткая пробежка по рингу и сонная жизнь на диване.

2.3 Практически все рабочие собаки имеют живое, умное, деятельное выражение глаз. Физическая активность, интерес к играм и работе сохраняются на протяжении почти всей жизни. «Отсутствующий» взгляд «шоу»-пса, который чуть ли не часами способен смотреть в никуда,- к сожалению, обыденность. Период жизненной активности, за редким исключением, ограничивается щенячьим и подростковым возрастом, к 2 годам у собаки часто развивается апатия к какой-либо активной деятельности. Максимум, на что она способна – это вяло трусить за своим хозяином на прогулке, опустив голову к земле и не проявляя никакого интереса к окружающей обстановке. Эту картину сплошь и рядом можно увидеть в городе: неторопливо идущий владелец и кое-как плетущийся рядом со скучным видом красно-рыжий «чемпион рингов».
3. 3. Генетическое здоровье и долгосрочные перспективы развития. Залог долгосрочного успеха рабочего направления разведения (конечно, при разумной политике заводчиков) и источник ее развития – широкая кровная база производителей. Не подвергшаяся искусственному секвестру деятелей от шоузухт, хотя изрядно потрепанная в ходе борьбы против рабочего разведения при президенте SV Мартине и Ко, она сохранила отличный потенциал для поддержания и совершенствования лучших характеристик рабочих. К большому сожалению, во много утрачены плоды отличной селекционной программы ГДР. Воссоединение Германии пришлось на период «расцвета» идеологии шоу-зухт, уничтожившей богатое наследие Восточной Германии, производители которой были полностью исключены из племенной программы SV, а заводчики, за редким исключением, вовлечены в легкий бизнес на «шоу». Но сохранилось несколько отличных линий, переживающих сейчас возрождение в рабочих питомниках объединенной Германии и других стран.

На этом фоне, «триумф» шоу-разведения, о котором радостно (но уже с заметной тревогой) рапортовали деятели SV в 90-х, при объективном рассмотрении, выглядел плачевно. Кровная база, искусственно сжатая в 80-х гг. до трех «супер-линий», необратимо привела к генетической депрессии, «выстрелившей» в начале 2000-х гг. В настоящее время «шоуматоры» пытаются активно проводить генетическую разрядку, вливая в племенное ядро собак рабочего разведения, но без кардинального изменения общей идеологии и отказа от сомнительного тезиса «совершенство через красоту» эти меры не способны принципиально улучшить ситуацию. Напротив, рабочее поголовье не только не нуждается, но и избегает прилития кровей «шоу» собак, накопивших массу анатомических и поведенческих проблем.

Против общей тенденции моды

Почему же рабочая немецкая овчарка количественно так мало представлена в популяции? Не являются ли вышеприведенные утверждения безответственными лозунгами «экстремистов» от «ляйстунгзухт», «вербующих» себе сторонников?

Во-первых, заметим, что подавляющее большинство приверженцев рабочего разведения в Германии – это идеологические наследники фон Штефаница, сохранившие верность «золотым правилам» и пережившие исключительно нелегкие времена засилья братьев Мартиных и их клана в SV, когда разводить рабочих собак было не престижно и невыгодно (шоу-питомники купались в лучах славы и деньгах). В нашей стране, где после распада СССР отсутствовала какая-либо самостоятельная политика в разведении НО, рабочие линии вообще не были представлены. Все мы – заводчики рабочих собак, спортсмены и любители породы – вышли из господствовавшего «шоу»-разведения. Как правило, у каждого еще живет по 1-2 «рыжих» овчарки, приобретенных 5-10 лет назад и являющихся сейчас просто pet-dog, домашним питомцем. Иногда это очень даже приличные по поведению собаки, способные показать неплохие результаты на пробе мужества или в ординарной дрессировке. Но ни одна из них по рабочему потенциалу и рядом не стоит с нашими рабочими овчарками. «Попробовав» первую рабочую НО, мы навсегда забыли про «шоузухт».

Во-вторых, статистика – упрямая вещь. На всех серьезных соревнованиях по рабочим качествам (BSP, WUSV, WM FCI), куда вход открыт любой потенциально немецкой овчарке, представлены исключительно собаки рабочего разведения. «Шоу»-разведения там просто нет, и если они и появляются где-то на этапах регионального отбора на уровне городов, то безжалостно отсеиваются объективными оценками на состязаниях. Система оценок на соревнованиях по рабочим качествам – весьма жестко регламентирована, и даже пристрастный судья имеет очень небольшую «свободу творчества». Только немецкие овчарки рабочего разведения и малинуа (в единичных экземплярах – ризеншнауцеры и ротвейлеры) сегодня попадают на международные первенства по рабочим качествам FCI. Это лучшее доказательство тому, что если немецкая овчарка – собака для работы, спорта, охраны жизни и имущества хозяина, а не модный «гаджет», то это только НО рабочего разведения.

В-третьих, не будем забывать, что поголовье рабочих НО безудержно вытаптывалось фюрерами-шоуматорами, заполучившими бразды правления в SV, на протяжении почти 3 десятилетий в угоду своей идеологии, своему влиянию, своим доходам. Эти функционеры, обладавшими властными полномочиями в крупнейшей породной организации, задавали моду, выступали одновременно и экспертами на ведущих выставках, и заводчиками, включая своих собак в племенную элиту популяции. Сосредоточение в руках узкой группы лиц (Х.Мартина и его окружения) функций экспертизы, судейства, племенного разведения и руководства главным породным клубом мира давало неограниченные возможности для проведения удобной им политики и злоупотреблений.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

%d такие блоггеры, как: