Психические отклонения
Психическое развитие не у всех собак формируется нормально, без отклонений, которые, в свою очередь, могут привести к различным формам особого поведения. Очень часто такие отклонения возникают из-за ошибок в воспитании. Не следует, однако, считать, что ошибки владельца в начальном периоде выращивания одинаково приведут к нарушениям и трудностям.Психические отклонения имеют длинную предысторию. Сразу оговорюсь, что при общении с четвероногими пациентами, имеющими особенности в поведении, необходимо запастись терпением, чтобы усилия, направленные на улучшение и выздоровление, смогли привести к успеху. Далее речь идет о наиболее часто встречающихся нежелательных формах поведения, а именно об агрессивности и страхе.
Агрессивность
Слово произошло от лат. Aggrediri – бросаться, нападать. Это враждебное поведение, в основе которого лежит неконтролируемое применение силы против людей, животных, предметов. Особо агрессивные особи всегда создают напряжение для своего окружения. Наука не дала однозначный ответ на вопрос о причине агрессивного поведения собак, исходя скорее из того, что животные часто сами страдают от своей агрессивности и нуждаются в психологической помощи или, в худшем случае, в эутаназии.
Сторонники психоанализа исходят из преобразованной теории инстинктов, согласно которой любую форму агрессии можно объяснить закрепленным в наследственном материале инстинктом агрессивности (органического антагониста либидо). Современная теория агрессивности отказывается от попыток биологического объяснения. Она гласит, что формы агрессивного поведения не являются абсолютно врожденными. Бывают случаи, когда оно возникает под влиянием опыта познания окружающей среды. Агрессивность может быть формой фрустрации, на которую реагирует собака. (Фрустрация – с лат. языка – обман, неудача. Это психологическое состояние, возникающее в ситуации разочарования, неосуществления какой-либо значимой цели, потребности. Проявляется в гнетущем напряжении, тревожности, отстраненности или агрессивности. Прим. редактора). Это может быть реакция на удары палкой или ответ на то, что потребности животного остались неудовлетворенными. Даже небольшая фрустрация у сверхвозбудимых собак ведет к созданию на длительный срок форм агрессивного поведения. Но фрустрация вовсе не обязательное условие для формирования агрессивности. Всегда существует возможность, что она подействует на собаку с противоположным эффектом, – животное станет испуганно прятаться. Такое случается, когда четвероногий питомец остро нуждается в добром общении при клеточном содержании.
Демотивация, неправильные методы обучения, слишком высокие требования, предъявляемые собаке, делают ее раздражительной и злой. Нередко животное проявляет агрессию по так называемому «принципу велосипедиста» (в немецком языке слово «велосипедист» имеет еще одно значение – человек, соединяющий низкопоклонство перед вышестоящими с жестокостью по отношению к нижестоящим – примечание переводчика). Жертвой обычно становится ближайший и более слабый физически объект (сородич, человек, а за неимением таковых – какая-либо вещь). Специалисту, наблюдающему такого пациента, нельзя оставлять без внимания опыт, полученный псом в его «детской комнате», а именно еще у заводчика. Будучи маленьким щенком, он подражает своим родителям, братьям и сестрам и иногда перенимает необратимые формы поведения. В этой связи значительную роль в отношении психического развития играет первое «воспитание» заводчика и его методы содержания. В качестве совета хотелось бы упомянуть, что в борьбе с агрессией ничего нельзя добиться при помощи побоев и ругани. Вместо этого, целесообразнее понять причины такого поведения, пересмотреть методы воспитания и соответствующим образом влиять на животное. У собаки всегда должна иметься возможность «выпустить пар» во время игр и спортивных занятий. Следует также отказаться от излишне авторитарного стиля руководства. Необходимо принимать во внимание предел собачьих возможностей, и, чтобы не сорвать ей психику, нужно избегать чрезмерных требований.
Страх
К страху (боязни) относятся чувство отвращения, внутреннее напряжение, беспокойство и неуверенность. Существует множество ситуаций, в которых животное может испытать это чувство. Страх можно перепутать с другой формой эмоциональной реакции на угрожающую опасность – с испугом. Испуг можно испытать при реальной угрозе, которая осознается и которую можно обозначить. Страх исходит от неопределенной угрозы или от ощущения скрытой опасности. Естественно, он сказывается на поведении собаки. Осложняется свободное проявление социальных и психических способностей или оно становится просто невозможным. Таким образом, страх может быть серьезной причиной отклонений и нарушений в поведении. При обучении боязливых животных на дрессировочной площадке страх может проявляться отчетливей, что скажется на результатах дрессировки. Чувство внутреннего напряжения в некоторых случаях может привести к проявлению враждебности. Следует помнить, что страх – это начало определенного опыта, который собака приобретает в течение всей жизни, начиная со щенячьего возраста.
Недостаточное удовлетворение потребностей (в пище, уходе, заботе и т.д.) приводит к постоянно нарастающему внутреннему напряжению, которое представляет угрозу для всего существования животного. В результате этого возникает «готовность страха», которая может стать основой для всевозможных нарушений у особо восприимчивых и эмоциональных животных.
Так как сложно определить истинные причины в каждом отдельном случае, то необходимо заблаговременно воспользоваться терапевтической помощью. Здесь важно помнить, что воспитательный климат должен быть наименее строгим, как и в отношении агрессивных собак. Для боязливого животного решающими и благоприятными факторами являются чувство безопасности, прочный контакт с человеком и ласковое обращение.
Любовь – это тоже воспитание. Она, вместе с настойчивостью, является ценным компонентом при обучении собаки с психическими отклонениями.
По материалам SV — Zeitung
Штефи Хёрхольд, №1 1997г.
журнал «Эксцельсиор»